Рунет продолжает грузиться рекламой. Темпы погрузки – рекордные


Рынок интернет-рекламы в России растет гораздо быстрее, чем рынок рекламы в целом. По прогнозам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рост рынка к концу 2006г. составит 70%, но уже сейчас известно, что в первом полугодии он вырос на 80% по отношению к аналогичному периоду 2005г. К слову сказать, в 2004г. этот сегмент вырос на 94%.

Такая динамика отражает взрывной рост интернет-аудитории в стране. И по данным АКАР, высокие показатели будут сохраняться до 2008г., после чего темпы прироста несколько снизятся – до 52% в год. Отметим, что рост рынка интернет-рекламы в России происходит в контексте мирового бума Интернета, выделяясь на его фоне «семимильными шагами».

Соответственно ширится ассортимент рынка интернет-рекламы: если раньше в качестве рекламодателей выступали в основном высокотехнологичные бренды, то сейчас Интернетом активно интересуются продавцы автомобилей, услуг связи, финансовых услуг и др.

Отметим, что на сегодняшний день статистика по рунету не считается достаточно полной - она формируется на базе отчетов работающих в Интернете публичных компаний и ряда компаний, которые хоть и не являются публичными, все же обнародуют свои отчеты. Но при этом эксперты отмечают, что вне статистики по-прежнему остается немалый сектор рынка, скрывающий свои доходы от рекламы в Интернете.

Впрочем, по мнению специалистов, уточненные различными методиками данные вряд ли принципиально изменят картину ожиданий на рынке – его логика уже понятна и перспективы насыщения спрогнозированы. Это произойдет в 2010 году, когда доля рынка интернет-рекламы увеличится до 4,9% от общего объема рынка рекламы в стране, составив более полумиллиарда долларов.

Реклама в сети держится на двух китах – контекстной и медийной (баннерной) рекламе. Контекстной рекламой пользуются мелкий и средний бизнес, выкупая «ключевые слова». Медийная, в свою очередь, рассчитана на крупные компании. Именно она преобладает сегодня в рунете, ее доля составляет 60% рынка.

Виртуальное пространство заполняется пока, главным образом, рекламой дорогих товаров и услуг. Товары повседневного спроса проникают сюда, по мнению части экспертов, медленно. Но, к примеру, Арсен Ревазов, председатель правления селлингового агентства IMHO VI (входит в ГК "Видео Интернейшнл") прогнозирует утроение вложений в сектор рекламы FMCG – товаров народного потребления, продуктов питания. Как рассказал он в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе», компании, торгующие FMCG, потратили на рекламу в сети около $15 млн за 2006 год – это почти четверть всех трат на рекламу в рунете за этот период. При таких темпах контекстная реклама в скором времени будет подавлена медийной, считают эксперты.

Но реклама заходит в рунет и с неожиданной стороны. Предметом горячей дискуссии недавно стала продажа российского сегмента Live Journal. В планах новых владельцев кириллического LJ медиа-компании «Суп» – использовать ЖЖ как рекламную площадку. Известно, что в кириллическом сегменте зарегистрировано 690 тысяч авторов, и можно представить масштабы его аудитории, когда в среднем на одного пишущего по-русски блоггера приходится 25 читателей. Примерно 50 способов заработать на блогах знает Антон Носик, руководитель службы блогов компании «Суп». Кроме привычных баннерной и контекстной рекламы Носик надеется привить ЖЖ такие методы продвижения товаров, как PR, – об этом он рассказал в эфире телеканала РБК. В перспективе блоги также, по его мнению, могут стать идеальным инструментом партнерства с книжными агентствами или туристическими фирмами.

Среди других способов размещения рекламы в Интернете можно назвать рынок поисковой оптимизации сайтов – позиция в списке результатов поиска играет немалую роль. Теоретически развитие может получить и сегмент интернет-продаж, но прямых продаж через Интернет в России на сегодня не существует – не развита их нфраструктура. Платежных систем, через которые можно оплатить покупку кредитной карточкой, немного, а продавцов, которые принимают такую форму оплаты, почти нет. Заказ же товара по интернет-каталогу и оплата курьерских услуг интернет-продажей не является. Справедливости ради нужно отметить и существование рынка спамовой рекламы, но специалисты скептически оценивают его будущее.

Кстати, по данным фонда "Общественное мнение", весной 2006 года аудитория российского Интернета составила 24,3 млн человек, или 21% от населения страны. Эксперты фонда ожидают прирост аудитории примерно на 3 млн человек в год.

Согласно другому опросу, проведенному исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, интернет-реклама вызывает раздражение более чем у половины пользующихся Интернетом россиян (52% опрошенных). Реклама больше раздражает мужчин (56%), нежели женщин (48%), а также респондентов с невысокими доходами. О нейтральном отношении к интернет-рекламе заявили 40% респондентов. Каждый десятый участник опроса (8%) сказал, что интернет-реклама ему нравится больше, чем другие виды рекламы.

Источник информации: РосБизнесКонсалтинг